Телефон горячей линии 8 (800) 250 88 61

Охрана олимпийской символики

Использование олимпийской символики для обозначения товаров, работ, услуг допускается лишь при условии заключения договора, предоставляющего такое право, с Автономной некоммерческой организацией «Оргкомитет «Сочи-2014″ или Международным олимпийским комитетом. Таким договором в соответствии с правилами, изложенными в Олимпийской хартии, лицу, предоставляющему денежные средства или в иной форме способствующему организации и проведению Олимпийских игр, развитию олимпийского движения, предоставляется на установленный срок и в установленном объеме право на использование отдельных элементов олимпийской символики.

Кстати, за АНО Оргкомитет «Сочи-2014″ был зарегистрирован ряд товарных знаков на территории РФ в виде олимпийской символики, что означает, что легальное использование такой символики возможно лишь на основании лицензионного договора заключаемого между предпринимателем и оргкомитетом, либо Международным олимпийским комитетом (естественно, если данные организации изъявят желание заключить с данным предпринимателем такой договор).

Применение же законодательства о защите конкуренции, как я считаю, весьма недостаточно для комплексной охраны олимпийской символики от ее несанкционированного использования в качестве товарного знака, которым недобросовестные предприниматели маркируют свой контрафактный товар. Постараюсь обосновать свою критику простыми словами, чтобы людям без юридического образования стало понятно, почему я осмеливаюсь критиковать подход к охране олимпийской символики предложенный нам государством:

С точки зрения действующего антимонопольного законодательства, привлечение лица к ответственности требует совокупности доказательств того, как вменяемое деяние влияет, или может влиять на конкуренцию на рынке определенного товара. Таким образом, если на определенном товарном рынке отсутствуют лица, правомерно использующие олимпийскую символику, российское законодательство не позволяет привлечь лицо, использующее ее неправомерно, к административной ответственности. Для тех кто не понял отмечу особо, олимпийские организации, будь то МОК, или Олимпийский комитет России не являются участниками на товарном рынке, поскольку являются некоммерческими организациями и не могут быть субъектами предпринимательской деятельности в силу своего статуса, целей создания и деятельности.

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства складывается практически патовая ситуация, когда закон о защите конкуренции не может наказать тех, кто в своей деятельности нелегально использует олимпийскую символику, так как формально такие недобросовестные предприниматели не создают условий для, простите за тавтологию, недобросовестной конкуренции (олимпийские органы им конкурентами не являются в силу своей правовой природы).

Кстати, покопавшись в судебной практике, я нашел и подтверждения своим выводам, так в частности тройка судей из Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2010г. по делу N А05-11943/2009, от 24 сентября 2010г. по делу N А05-3953/2010, от 25 ноября 2010г. по делу N А05-6003/2010. пришла к аналогичным выводам, что одного лишь факта использования олимпийской символики недостаточно, для привлечения лиц ее использующую к ответственности. Для привлечения предпринимателя к ответственности необходимо доказать, что такие действия создают недобросовестную конкуренцию, а также доказать наличие преимуществ, которые получает такой предприниматель перед иными субъектами предпринимательской деятельности, нелегально используя олимпийскую символику.

Таким образом, с сожалением стоит констатировать, что институт охраны олимпийской символики в России не получил должного развития, даже несмотря на то, что в нашей стране проходят XXII зимние олимпийские игры. Я не хочу сказать, что любое лицо продающее контрафактный товар с олимпийской символикой с легкостью уйдет от наказания, на самом деле нередки случаи, когда такие предприниматели так и не сумели избежать ответственности, но к сожалению, на мой взгляд, суды привлекали их к ответственности явно «притягивая правовые нормы за уши», действуя на собственном интуитивном восприятии того, что такие лица исходя из общего смысла правовых норм должны быть наказаны. Ведь для того, чтобы антимонопольной службе и судебным органам не нужно было «высасывать из пальца» доказательственную базу и проводить аналогии с неправомерным использованием олимпийской символики, как чужих зарегистрированных товарных знаков, нашему законодателю нужно было всего лишь предусмотреть несколько специальных статей регулирующую данную область правоотношений и все спорные моменты были бы сняты… Но увы, часто приходится вспоминать классика: «Умом Россию не понять…».