Телефон горячей линии 8 (800) 250 88 61

Продолжение статьи Александра Архипова

В Республиканском журнале «Налоговые известия», в №23 за декабрь 2013 года было опубликовано интервью генерального директора компании «БизБренд» Александра Архипова, как эксперта в области регистрации товарных знаков.

Интервью, часть 2

— Как можно определить товарный знак, исходя из вышеназванных функций?

Глядя на понятие товарного знака сквозь призму его толкования с точки зрения гражданского законодательства и выполняемых им функций можно вывести примерно следующее определение — товарный знак есть обозначение, являющееся средством индивидуализации товара или услуг правообладателя, призванное идентифицировать товар и услуги правообладателя перед конечным потребителем среди иных участников рыночного оборота. Если говорить проще, товарный знак — это обозначение главной задачей которого является индивидуализация товара и услуг предпринимателя среди конкурентов.


— Какие преимущества для предпринимателя дает регистрация товарного знака?

Ну если говорить о преимуществах зарегистрированного товарного знака перед обозначениями не прошедшими государственную регистрацию я бы условно разделил эти преимущества на два блока:

1) Возможность увеличения прибыли, доходности предприятия.

2) Правовая охрана.


— Расшифруйте их.

— Начнем с первого блока.

Как мы говорили выше, одной из главнейших функций товарного знака является идентификация перед конечным потребителем вашего товара или услуги, его стоимости и качества на рынке идентичных и схожих товаров и услуг. Иными словами товарный знак — это средство для привлечения новых клиентов и удержания тех, кто уже приобретал ваш товар или услугу.

В немецком институте «им. Макса Планка по исследованию зарубежного и международного патентного и авторского права и права конкуренции» в Мюнхене проводились исследования которые выявили, что маркированные товары, то есть товары, идентифицируемые товарным знаком, продаются, как минимум, на 20% лучше, чем аналогичные безымянные товары. Отсюда следует вывод — маркировка товара не менее, чем на 20% способна увеличить оборот компании.


Товарный знак также аккумулирует в себе не менее 3% от стоимости рекламной кампании предприятия. Таким образом, если вы используете незарегистрированный товарный знак в вашей рекламе — вы легко можете потерять эти деньги в случае, если кто-то еще начнет использовать ваше обозначение в своей предпринимательской деятельности, или того хуже — зарегистрирует ваш товарный знак на свое имя.


Вы можете извлечь дополнительную прибыль из своего товарного знака, передав его в пользование другой компании  на основании  лицензионного договора и данные организации будут  платить вам за использование вашего обозначение тем больше, чем более оно популярно у конечного потребителя.


— В чем еще может помочь товарный знак своему владельцу?

— Товарный знак может помочь Вам значительно масштабировать свой бизнес, используя институт франчайзинга. В последние годы франчайзинг становится все более популярен в России и многие компании развивают свой бизнес в соседние регионы и по стране в целом именно посредством продажи франшизы. Зарегистрированный же товарный знак, является неотъемлемым элементом франчайзинга.

С точки зрения увеличения капитализации Вашего бизнеса,  вложение денег в нематериальные активы, в частности, товарные знаки, очень эффективно. Товарные знаки многих известных компаний могут стоить даже дороже, чем их основные фонды.

Необходимо понимать, что зарегистрированный товарный знак это актив. Относиться к нему стоит как к имуществу — его можно продать, «сдать в аренду», наконец, зарегистрированный товарный знак может быть предметом залога в банке.


— Вернемся ко второму блоку.

— Да, перейдем ко второму блоку.

Регистрация товарного знака, обеспечивает исключительное право на использование этого товарного знака в отношении товаров и услуг, для которых он зарегистрирован, и позволяет запрещать третьим лицам использовать тождественное обозначение или схожее с ним до степени смешения без вашего согласия в отношении однородных товаров и услуг.

Регистрация предоставляет вам возможность требовать от нарушителя прав владельца товарного знака  возмещения убытков, выплаты компенсации и привлекать нарушителя к административной и уголовной ответственности.

Своевременная регистрация товарного знака предотвращает ситуацию злоупотребления правом со стороны третьих лиц, т.е. когда другие лица злонамеренно регистрируют на себя чужой товарный знак, с целью предъявления претензий изначальному владельцу знака.

Регистрация товарного знака, позволяет его владельцу запретить использование в сети Интернет доменных имен в зоне .RU, нарушающих права владельца товарного знака или знака обслуживания.

Регистрация товарного знака позволяет владельцу внести свой товарный знак в таможенный Реестр и тем самым запретить ввоз через границу России контрафактных товаров, маркируемых Вашим товарным знаком.


— Какой вывод можно сделать из всего перечисленного?

— Подводя итог, сказанному выше следует сделать один простой вывод: если предприниматель относится к своему товарному знаку, как к красивой картинке и считает, что он по сути своей ничего не стоит, то он действительно будет являться лишь ничего не стоящей картинкой. Если же предприниматель понимает, что товарный знак это инструмент для ведения бизнеса, в том числе финансовый, то такой товарный знак с легкостью способен приносить миллионы…


Какие перспективы Вы видите в нашей стране? Станет ли регистрация товарного знака столь же востребована, как на Западе?

— Мне кажется, что каждый специалист проработавший в  данной области хотя бы пару лет отметит, что динамика роста правосознания в области интеллектуальной собственности у предпринимателей весьма положительна. Что же касается вопроса о том, станет ли регистрация товарного знака столь же востребована как на Западе или странах Северной Америки, считаю что да — станет. Частично в этом «виновато» влияние Запада, частично, как я уже говорил, это обуславливается ростом правосознания субъектов предпринимательской деятельности. Да и закон, как и правоприменительная судебная практика не стоит на месте, а динамично развивается, что также положительно влияет на востребованность оформления законных прав ни только на товарные знаки, но и на иные объекты интеллектуальной собственности


— Каков ваш жизненный девиз?

— Скажу правду: какого-то четкого девиза, текст которого висел бы над моим рабочим столом у меня нет. Но если подумать… помнится, у древнекитайского философа Лао-Цзы в его трактате  «Дао-Дэ цзин» (Канон Пути и Совершенства) была высказана мысль, ставшая позже крылатым выражением — «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». За всю свою жизнь приходилось ни раз убеждаться в верности и правильности данного изречения.

Пожалуй, эту мудрость можно назвать моим жизненным кредо или девизом.

Остались вопросы? Оставь заявку и наши специалисты с радостью ответят на них!