Телефон горячей линии 8 (800) 250 88 61

Александр Архипов для «Налоговых известий»

В Республиканском журнале «Налоговые известия», в №23 за декабрь 2013 года было опубликовано интервью генерального директора компании «БизБренд» Александра Архипова, как эксперта в области регистрации товарных знаков.

Часть 1


Александр Архипов: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага…»

Сейчас регистрация и получение свидетельств о праве на средства индивидуализации и товарные знаки становится в нашей стране все более и более популярна. Мы беседуем с Александром Олеговичем Архиповым, генеральным директором ООО «БизБренд»,  специалистом в области защиты прав интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков. Его компания стремительно развивается, клиенты остаются довольны. В беседе мы поднимаем важные вопросы, касающиеся  регистрации товарных знаков. Александр Архипов также объясняет, насколько важна и полезна может быть эта процедура.


— Вы занимаетесь регистрацией товарного знака.  Как правильно понимать определение этого понятия?

— Если говорить о легальном определении термина «товарный знак», в том виде, как его понимает отечественное гражданское законодательство, то здесь, конечно, прежде всего стоит обратиться к Гражданскому кодексу РФ, который указывает, что «товарный знак» —  это обозначение служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством о праве на товарный знак. Гражданский кодекс также дает нам определение понятия «знак обслуживания« — обозначение служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.


— Правила регулирования для товарных знаков и знаков обслуживания различаются между собой, или они едины?

— Да, стоит оговориться, что гражданское законодательство устанавливает, единые правила правового регулирования как для товарных знаков, так и для знаков обслуживания, т.е. с точки зрения закона никакой разницы между данными терминами не существует. Таким образом, следует говорить о том, что, различия данных терминов сугубо понятийные — товарный знак есть обозначение индивидуализирующее определенный товар, а знак обслуживание,  соответственно, услугу.  Оговорюсь, что в дальнейшем по тексту будем использовать термин «товарный знак» предполагая при этом в том числе и «знак обслуживания». Уверен, что читателям покажется весьма «сухим» и, возможно, даже не совсем понятным определение товарного знака, которое предлагает нам Гражданский кодекс, посему далее по тексту постараемся вывести более полное определение данного термина, и надеюсь более понятное для читателя. Но для начала нам необходимо до конца  определиться с терминологией.


— Какие синонимы товарного знака можно привести в пример?

Думаю – они на слуху у всех. Многие, уверен,  слышали и иные синонимы термина товарный знак: торговая марка, торговый знак, товарная марка, фирменный знак, логотип.  Это —  наиболее популярные из них.  Есть и иные, но не будем вдаваться в поиск возможных синонимов, а сразу обозначим то, что всех этих терминов отечественное законодательство не предусматривает и ни единого упоминания о них в любых нормативных актах мы не найдем.


— Что это означает?

— Это означает всего лишь то, что между всеми этими терминами и понятием «товарный знак», с юридической точки зрения, мы можем поставить жирный знак равенства.


— Каковы же основные функции товарного знака?

— Возвращаясь к вопросу определения понятия «товарный знак», считаю, что для наиболее полного раскрытия значения данного термина следует в первую очередь остановиться на его функциях товарного знака. Итак:


1. Функция индивидуализации.

Товарный знак способствует узнаванию товара и позволяет отличить товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей, облегчая потребителю выбор при покупке товара или услуги.


2. Функция указания на источник происхождения товара.

Товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить его производителя. Приобретая товары и услуги, маркированные одним и тем же товарным знаком, потребитель уверен, что они имеют одного производителя. Легко запоминающий товарный знак призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой.


3. Функция указания на качество товара.

К товарному знаку потребитель обращается в первую очередь как к гарантии качества. Обладатель права на товарный знак гарантирует, что все товары и услуги, предлагаемые под данным товарным знаком, соответствуют определенным стандартам качества.


4. Рекламная функция товарного знака.

Товарный знак незаменим, как средство рекламы и продвижения товаров и услуг на рынке.


— Как можно определить товарный знак, исходя из вышеназванных функций?

Продолжение статьи